Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе еще большие возможности для обучения, для развития и для формирования личности в целом. Он играет особое значение в обучении и обеспечивает познавательную активность, а так же овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. «Ядром познавательного интереса, – пишет Г.И. Щукина, – являются мыслительные процессы». Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей (Б. Г. Ананьева, В. Г. Иванов, Ю. А. Шаров, Г. И. Щукина) .
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.
Большую роль в формировании познавательной активности играет взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, нахождению в них аналогии, общего и различность. В исследованиях М. И. Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности .
Статьи по теме:
Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей
лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи
Анализ данной проблемы в психолого-педагогической литературе, экспериментальное изучение детей позволяет говорить о низком уровне овладения лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного ...
Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции
школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...
Народное образование в свете общественных споров 50-60-Х гг. XIX века
В конце 50-х годов XIX столетия на фоне подготовки отмены крепостного права и других крупных реформ заметно оживилось и педагогическое движение. Министерством народного просвещения начинается подгото ...