Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание своего нового положения школьника. Этому способствуют и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации школьных уроков, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения.
Главным при этом является новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка выступает как полномочный представитель общества, обладающий всеми средствами контроля и оценки.
Итак, первой характерной чертой, школьного обучения является то, что поступлением в школу ребенок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности.
К сожалению, воспитывающее значение обучения, его функция в формировании личности часто недооцениваются, имеющаяся у ребенка к моменту поступления в школу тенденция к осуществлению общественно значимой общественно оцениваемой деятельности не поддерживаются.
Именно поэтому, что учебная деятельность общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественна по смыслу ( она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественна по форме осуществления ( она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами), она – ведущая в младшем школьном возрасте.
Под ведущей в современной детской психологии понимается такая деятельность, « в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития».
Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, ее функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.
Большая часть этих правил направлена на обеспечение продуктивности работы и класса и каждого отдельного ученика. Например, такие правила: не шуметь на уроке, не заниматься посторонними делами, при необходимости спросить о чем-либо учителя или ответить на вопрос поднимать руку, входить в класс и выходить из него в определенном порядке. Многие правила служат организации учебной работы каждого ученика – сидеть прямо, содержать тетради и учебники в порядке, делать записи в тетрадках определенным образом и т.д. Некоторые правила имеют целью регулирование отношений учеников между собой и с учителем.
Статьи по теме:
Существо переживаний
Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. ...
Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в
ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловле ...
Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...