По количеству правильно воспроизведенных чисел проводится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти
- 10-12 единиц – хороший уровень.
- 6-9 единиц – средний уровень,
- 3-5 единиц - низкий уровень.
Диагностика мышления младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.
С целью изучения особенностей мышления была использована методика «Пословицы» Б. В. Зейгарник описанная Т. Н. Овчинниковой.
Изучение особенностей мышления
В качестве экспериментально материала использовались два набора карточек. На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы. Часть этих фраз ничего общего с пословицами не имела, но в них были включены слова, упоминающиеся в пословицах, часть же фраз раскрывала смысл предъявленных ребенку пословиц.
Пословицы:
Цыплят по осени считают.
Волка ноги кормят.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Учение свет, а неучение – тьма.
Фразы:
О деле судят по результатам.
Цыплята вырастают к осени.
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
Злой человек не любит доброго.
Ошибку нужно постараться исправить.
Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.
Учение дается легче в светлое время суток.
Безделие делает день длиннее.
Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.
Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.
Перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу.
Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий».
Прежде чем приступить к проведению эксперимента, мы стремились наладить с ребенком эмоциональный контакт, а также получше с ним познакомиться (выяснить, какие пословицы он знает, может ли объяснить их смысл).
Диагностика речи младшего школьника
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.
Следующая методика психодиагностики речи позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль).
Статьи по теме:
Развитие мышления ребенка
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. В возрасте четырех – семи лет возникает наглядно-образное мышление в простейшей форме преимущественно у ...
Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте
Игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их ...
Результаты частичного апробирования программы
На практике апробирована лишь часть программы. Было проведено 6 занятий. Организованна выставка «В здоровом теле здоровый дух» для начальных классов. Для вторичной диагностики использовалась методика ...