Условно принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на усвоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико- материалистическое мировоззрение обучаемых.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера. Данный процесс одновременно влияет и на образованность личности, является непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.
Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение. Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно- эмоциональную сферы. Таким образом процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе–мотивационных факторов обучения.
Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы и т.д., то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, индивидуальные воспитательные влияния. В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей. Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе – классе, по определенному учебному плану, по строго регламентированным программам. Процесс воспитания имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, культурно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива.
Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, т.к. невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений. В то же самое время методы воспитания (поощрение, порицание, предъявление требований, создание общественного метода и т.д.) выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.
Статьи по теме:
Письменная
проверка результатов обучения
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных уч ...
Сущность понятия одаренности
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманнос ...
Комплексная образовательная туристско-краеведческая
программа «Школа жизни - окружающий мир»
Программа "Школа жизни - окружающий мир" представляет собой интеграцию содержания предметов основного образования, базового учебного плана школы в преимущественно практическом, наглядном ос ...