Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения

Статьи о педагогике » Стандартизация в системе образования » Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения

Страница 1

В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений негосударственной формы собственности.

В государственных высших учебных заведениях с учетом совместителей работают 25287 преподавателей. Обучаются у них 362920 студентов. Из них 195096 человек - на дневной форме обучения, 688 - на вечерней и 167136 - на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.

В 2008 году в государственные вузы поступило 79131 человек. Из них на платной, договорной основе обучаются 48194 студента (60,9%). Потребность студентов в общежитии обеспечивается только на 60% от числа студентов, которые нуждаются в общежитии. В целом существует возможность обеспечения общежитиями лишь 66,4% иногородних студентов.

В частных вузах работают 1721 штатный сотрудник, в дополнение 422 преподавателя работают на условиях совместительства. Обучаются здесь 57777 студентов: 14772 - на очной форме обучения, 43005 - на заочной. Из них только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранных студентов.

56,4% площади занимаемых частными вузами помещений арендовано.

2062 (88,6%) из 2327 студентов, нуждающихся в общежитии, проживают в них.

Белорусская система высшего образования давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которые сегодня получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет. Причем в государственных вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. В такой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образования является с одной стороны законодателем, с другой стороны распорядителем и контролером всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается ресурсами, навязывает учебные планы и т.д. Такой статус создает предпосылки для коррумпированности всей системы образования.

Белорусы понимают важность знаний и образования. Они готовы платить за обучение в вузах, но государство против свободы выбора на рынке образовательных услуг. Из года в год уровень белорусского образования падает. Несмотря на стремительный рост государственных расходов на образование, ни ученики, ни их родители не удовлетворены качеством образовательных услуг. По сути дела, деньги налогоплательщиков идут на ветер. Монополия в образовании, как и в любой другой сфере, ведет себя, как плохой менеджер и никудышний собственник. Белорусских университетов нет в списке 500 лучших университетов мира. Нет их и в рейтингах лучших европейских вузов.

Тенденция запаздывания в понимании сути вопроса, неоправданной осторожности и "перенимания" чужих несистемных образцов реформирования высшего образования в Беларуси стала очевидна. За период с 1991 по 2009 годы высшее образование в Беларуси так и не претерпело серьезных качественных изменений, в основном это были структурные, управленческие и формальные изменения (введение вступительного тестирования, переименование институтов в университеты и т.п.). Главное достижение, которое декларируется на уровне Министерства образования Республики Беларусь, - высшее образование стало массовым. Но хорошо это или плохо? Достижение массовости всегда идет в ущерб качеству образования - это элементарный технологический закон. Чтобы качество сохранялось на достигнутом уровне, необходимо осуществлять ряд мер: повышать уровень преподавания, изменять содержание образования, методики преподавания, заниматься перепроектированием специальностей и учебного процесса. И самое главное - необходимо изменить главный принцип образования: от советской высшей школы - к университету, как источнику научной и развивающейся мысли.

Беларусь не может сейчас вступить в Болонский процесс только потому, что чиновники органически не приемлют перестройку университетской технологии по принципам демократизации и гуманитаризации. Из Болонской системы перенимается только то, что позволяет удачно вписывать в старую советскую авторитарную систему образования. Рейтинговые и кредитные системы очень успешно позволяют осуществлять т. н. контроль над преподавателями и студентами, самостоятельная работа позволяет регулировать нагрузку преподавателей, новые образовательные технологии успешно подаются как достижения в информатизации и методиках преподавания, запускаются процессы жесткой нормировки и стандартизации учебных планов и программ.

Белорусское образование до сих пор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусские университеты до сих пор не нуждаются в академических свободах и ждут указаний сверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают "делить часы", писать и переписывать учебные планы и "подчищать" программы, транслировать готовые знания и никак не могут понять суть современного содержания образования и современных технологий образования. Белорусские менеджеры и управленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостью перекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частные университеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентарии демонстрируют поразительные методологические познания, механически смешивая несовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа - самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выяснения отношений.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методика исследования синестезии у школьников 6, 8, 10 классов
В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и фу ...

Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Охарактеризуем предметн ...

Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru