Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. Исходя из этого, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез.(16)
Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия. Остановимся на каждом из этих этапов.
Первичный синтез (первичное восприятие текста). Основные задачи первичного восприятия – это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального восприятия произведения.
Первичное восприятие текста (чтение произведения целиком), как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Во втором классе в обязательном порядке рекомендуется чтение учителем вслух. В 3-4 классах могут быть использованы и другие приемы:
- чтение текста специально подготовленными детьми;
- чтение текста детьми по цепочке;
- комбинированное чтение – когда учитель и вызванные дети читают попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: наиболее трудные для чтения фрагменты, диалоги, описательные отрывки, начало произведения, кульминационную часть, заключительные строки произведения (т.е. концовку).
Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный для этого прием – беседа.
Беседа после первичного восприятия, прежде всего, должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вам особенно понравилось?
- Было ли страшно вам? Когда?
- А что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за главного героя? Почему? И т.д.
Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемные вопросы могут быть самыми разными, но именно этот факт и повлечет за собой чтение и обдумывание произведения.
Вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.
Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитывать понравившиеся отрывки. У детей такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пережить» произведение.
Творческие работы на уроке по вторичному синтезу: ыразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения; составление плана произведения; словесное и графическое рисование картин; пересказ литературного текста; чтение по ролям; инсценирование.
Остановимся на некоторых прием Составление плана произведения способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.
Статьи по теме:
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным ...
Своеобразие состояния письменной речи при смешанной
дисграфии
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. А.Р. ...
Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10 является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленчес ...