Пятница – “Тёщины посиделки”.
В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.
Суббота – “Золовкины посиделки”.
Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.
“Прощёное воскресение” или “Заговенье”.
Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, “блин – не клин, брюха не расколет”, - смеялся народ. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.
Масленица: Какие вы молодцы! Тогда встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет.
Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом. (Дети танцуют русский народный танец).
Рассказ учителя о праздновании Масленицы в городе:
а). Торговали товарами, сладостями, предметами народных промыслов, в том числе Павловскими платками.
Давайте представим себе, как же создавалось это чудо народными мастерами. Здесь у нас две “артели художников”, которые на наших глазах не только выполнят эскизы платков, но и попытаются расхвалить “свой товар”.
б). Строили ледяные горы.
в). Катались на санях.
г). Имелись развлечения: балаганы, балконные зазывалы, “петрушечники”, вожаки с качели, карусели, самокаты.
д). Хороводы, игры, угощения и, конечно, пекли блины.
Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя оказывался вовлечённым в праздничный, ярмарочный водоворот. И уж, конечно, на Масленице водили хороводы.
Девочки танцуют танец “Сударушка”.
Группа девочек идет выпекать блины, другая – начинает изготавливать в технике “аппликация” из цветной бумаги на ватмане - эскизы Павловских платков.
Ведущая: Ребята, давайте попросим у Масленицы угощения?
Учащиеся:
Тинка, тинка, подай блинка,
Оладышка – подзабавышка.
Масленица, не скупися,
Блинком поделися.
Масленица:
Блины печь - дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашенку на столбушке,
Будет моя квашенка полным полна,
Полным-полна, с краями ровна!
Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда, всходит месяц, да приговаривать:
Месяц ты месяц, золотые рожки,
Выгляни в окошко, подуй на опару.
Ведущая: Ждали мы тебя, Масленица, готовились.
Учащаяся: Раньше блины пеклись из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: гречишная, ячменная, пшеничная, просяная и даже гороховая. Сегодня мы используем пшеничную муку.
Масленица: А если мне очень захочется блины из гречихи, они считаются самыми вкусными. Где вы возьмёте такую муку?
Учащаяся: Очень просто. Гречневую крупу перемелем на кофемолке, вот вам и мука! Блины из такой муки вкусные, пышные, обладают очень приятным, слегка кисловатым привкусом.
Масленица: Я знаю такую поговорку: “Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, а четвёртый мне”.
А у вас бывает первый блин комом?
Учащиеся: Чтобы ни первый, ни второй блин не были “комом”, нужно запомнить основные правила и приёмы замешивания теста. Кроме дрожжей в тесте можно использовать в качестве разрыхлителя кислое молоко, соду и яичные белки. (Девочки рассказывают особенности приготовления дрожжевого теста).
Конечно, лучше всего печь блины в русской печи, протопив её мелкими, сухими берёзовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник - невидимка, усеивает тесто многочисленными дырочками, румянит его, делает его особенно привлекательным. А что дух стоит на кухне, когда пекутся блины! И нет уж терпения дождаться первого блина.
Ведущая: Современные хозяйки успешно выпекают блины на газовых и электрических плитах. Как наши, например. Девочки, покажите, как вы печете блины?
Статьи по теме:
Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших
школьников
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для ...
Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: само ...
Педагогика как наука
Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходитс ...