Урок-праздник "Масленица"
Цели:
1. Ознакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами.
Ознакомить учащихся с технологией приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста для блинов. Научить готовить блины.
2. Развивать творческое воображение у учащихся, навыки и умения в создании декоративного образа в технике “аппликация”.
3. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
Пробудить эмоциональное отношение к жизни. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Наглядные пособия:
Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т. д. ).
Плакаты “Весёлая ярмарка”, рисунки детей с изображением проводов Масленицы, рецепты блинов; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.
Оборудование и принадлежности:
Посуда и продукты для выпечки блинов и чаепития.
Листы ватмана для создания эскизов Павловских платков.
Цветная бумага, ножницы, клей для художественной артели.
Павловские платки на плечи для всех учащихся, русские народные костюмы для танцующих, костюм Масленицы.
Фартуки, косынки для поваров.
Магнитофон с записями народной музыки.
Ход урока-праздника
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Новый материал.
Вступительное слово учителя: Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.
Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
“Вот вам румяная и жирная богиня,
Обжорства и питья и драк всех героиня,
Шатается по городам, по сёлам, деревням…”
Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием “сырная” или “мясопустная неделя”. А с XVI века стал называться Масленицей.
Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо – блины.
“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.
Основная часть урока. Ролевая игра, в которой принимают участие Ведущая, Масленица и учащиеся класса.
Входит Масленица.
Ведущая: Здравствуй Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?
Масленица: Здравствуйте люди добрые, а пришла я к вам на семь дней.
Ведущая: Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Мы думали на семь недель, оказалось на семь дней.
Учащиеся: А мы знаем, как называются эти дни.
Понедельник – “Встреча”.
В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших.
Вторник – “Заигрыши”.
С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.
Среда – “Лакомка”.
В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: “Придёт зять – где сметаны взять”, “Нет чёрта в доме, пригласи зятя”.
“Широкий четверг”.
Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.
Статьи по теме:
Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения
подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адапта ...
Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...
Музыка в жизни детей
Музыка – это чудесное творение человеческого ума и сердца. Музыка укрепляет и углубляет чувства детей, западает в душу с детства, остается потом на всю жизнь. Каждый ребенок должен соприкасаться с му ...