На этапе контрольного эксперимента основной целью являлось уточнение результатов проведенной работы, подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Проверка эффективности использования дополнительных материалов о литературоведческих терминах в духовно-нравственном развитии школьников проводилось потеем же направлениям, что и на констатирующем этапе.
С целью определения уровня знаний по теоретико-литературным понятиям на контрольном этапе нами было проведено повторное анкетирование по тем же вопросам.
Индивидуальные показатели отражены в таблице 2. (см. прил. 3). Анкеты учащихся прилагаются (см. прил.4).
На основе анализа количественных показателей установлено, что у всех учащихся (100%) повысился уровень знаний в области литературных понятий по всем параметрам исследования. Все испытуемые (100%) знают основные литературные термины, произведения, в которых они употребляются и авторов этих произведений. Следовательно, в соответствии с критериями, которые были установлены на констатирующем этапе, все учащиеся могут быть отнесены к группе с высоким уровнем знаний теоретико-литературных понятий.
Отразим динамику роста уровня знаний по теоретико-литературным понятиям на диаграмме (см. рис. 2)
Уровень знаний по теоретико-литературным понятиям на контрольном этапе
Проведем качественный анализ результатов анкетирования:
Знают основные изобразительно-выразительные средства:
Знают около 10 изобразительно-выразительных средств 10 - 4 человека (16,6%)
Знают 7-9 изобразительно-выразительных средств – 11 человек (45,8%)
Знают 4-6 изобразительно-выразительных средств – 9 человек (37,5%)
В анкетах были названы следующие авторы:
А.С. Пушкин – 24 человека – (100%)
М.Ю. Лермонтов – 23 человека - (95,8%)
А.П. Пришвин -10 человек – (41,6%)
Н.В.Гоголь – 19 человек – (79,1%)
К.Н. Распутин – 14 человек – (58,3%)
Г. Гейне – 8 человек – (33,3%)
Учащиеся обнаружили хорошие знание жанров лирических произведений:
Знают 2 жанра - 8 человек (33,3%)
Знают 3 жанра – 11 человек (45,8%)
Знают 4 жанра – 5 человек (20,8%)
Учащиеся назвали все стихотворные размеры, с которыми познакомились на уроке литературы:
Ямб – 22 человека (91,6%)
Хорей – 23 человека (95,8%)
Учащиеся имеют представление о различных приемах, используемых для более глубокого анализа литературного произведения:
Поэтизация – 18 человек (75 %)
Членение на части – 20 человек (83,3 %)
Антитеза – 19 человек (79,2 %)
Причем 2/3 учащихся – 17 человек (77,8 %) назвали по 3 писателя и поэта , более 1/3 учащихся – по 4-5 писателя и поэта - 9 человек (37,5 %). Анализ ответов на вопрос о произведениях, в которых употребляются различные изобразительно-выразительные средства свидетельствует, что учащиеся хорошо знают этих авторов и их творчество, они называют произведения различных жанров. Важно отметить, что школьники не только называют произведения, но и указывают авторов.
Назвали:
По 2 произведения – 4 человека (16,6%)
По 3 произведения – 15 человек (62,5 %)
По 4 и более произведений – 10 человек (62,5 %)
В анкетах названы все произведения, с которыми учащиеся познакомились на уроках литературы.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показывает, что значительно расширился круг знаний учащихся о литературоведческих терминах (на констатирующем этапе 7 человек (29,1 %) назвали по одному- двум поэтам).
Среди произведений чаще других употребляются "Парус" М.Ю. Лермонтова – 16 человек (66,6 %), "Дубровский " А.С. Пушкина – 13 человек (54,2 %), "Кладовая солнца" А. П. Пришвина – 8 человек (33,3 %).
Из прозаических произведений учащимся больше всего запомнилась повесть Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Это произведение назвали 19 человек (79,1 %.) Учащиеся в анкетах указывали не только те произведения, с которыми они знакомились на уроках, но и те, которые читали самостоятельно после знакомства с тем или иным писателем, что свидетельствует о сформированном интересе к творчеству разных писателей и желания познакомиться поближе с их творчеством.
Таким образом, после обработки результатов анкетирования можно сделать вывод, что уровень знаний в области теоретико-литературных понятий значительно повысился. Уроки с использованием дополнительных материалов по литературным терминам вызывали интерес у школьников, желание расширить свой читательский кругозор. Следовательно, предлагаемая система работы, предполагающая дополнение содержания программного материала сведениями литературоведческого характера, введение специальных уроков, посвященных раскрытию того или иного литературного понятия, дополнение разделов различными сведениями об изучаемых понятиях, различные тесты, внеурочную деятельность, эффективна.
Статьи по теме:
Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических
произведениях у школьников среднего звена
Особенность данного исследования состоит в том, что знание теоретико-литературных понятий в лирическом произведении может быть обнаружено не сразу, поэтому выявление влияния уровня знаний теоретико-л ...
Содержание работы по развитию внимания детей 5 года жизни с помощью
подвижных игр
Формирующий этап проводился с октября 2010 по апрель 2011 года. На этом этапе была поставлена задача: спроектировать и апробировать серию подвижных игр, направленных на развитие внимания у детей сред ...
Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизи ...