Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе.
Реализация этой задачи возможна при условии, что в основу методики речевого развития учащихся при изучении литературы будут положены литературно-родовой и жанровый принципы. Опора на эти принципы позволяет обучить школьников различным типам словесного художественного творчества, соответствующим родам художественной литературы – эпосу, лирике, драме, что в конечном итоге формирует у учащихся старших классов не только способность к самостоятельному филологическому анализу литературного произведения, но и коммуникативно-речевую компетентность, важнейшей составляющей которой является умение создавать собственные высказывания о разных художественных и литературно-критических жанрах.
Процесс изучения литературы на каждом из этапов литературного образования имеет свои задачи, которые в значительной степени определяются родо-жанровыми особенностями изучаемых произведений и возможностями учеников того или иного возраста в подходе к анализу художественного произведения.
Эпический тип словесного художественного творчества предполагает овладение школьниками способами отражения действительности (мира и человека) в форме повествования о человеке и мире, что выражается в выборе предмета изображения (человек во всем многообразии связей с окружающим миром) и языка изображения (средств художественной выразительности).
Так каким же образом может быть организована работа с учащимися по освоению отдельных составляющих формы и содержания эпического произведения? Мы предлагаем оригинальное решение обозначенной проблемы, суть которого заключается в следующем. Постижение того или иного теоретико-литературного понятия основывается на принципе единства литературного и речевого развития обучающихся. В этой связи одним из эффективных путей освоения отдельных составляющих эпического произведения является постижение их школьниками через речевую деятельность, созидание, то есть через собственное речетворчество.
Персонаж в эпическом произведении наделен чертами внешнего облика (портрет), биографией, речевой характеристикой. Для того, чтобы составить целостное представление об образе литературного героя, ученики должны постичь функции каждой из его составляющих.
Так, например, обогащение понятия о портрете, его функциях в художественном произведении возможно при условии формирования у школьников представлений о видах портретных характеристик, способах их создания, об особенностях стиля того или иного писателя в построении портретных описаний. При этом предполагается обязательное овладение учениками некоторыми специальными способами речевой деятельности, что выражается, прежде всего, в умении выбрать портрет описания, определить и выразить свое отношение к нему с помощью средств художественной выразительности языка, а также выбрать форму субъектной речевой организации словесного портрета героя.
Каждый урок развития речи, одной из ведущих целей которого является освоение учениками речевых уроков теоретико-литературных понятий на основе речевой деятельности, включает в себя несколько структурообразующих компонентов.
Статьи по теме:
Особенности обучение подвижным играм в средней группе ДУ
Игры с бегом Название игры: «Найди себе пару» Педагогическое значение: способствует развитию внимания, ловкости, сообразительности. Инвентарь: флажки двух цветов. Место проведения: спортивная площадк ...
Анализ посещенных занятий
Для успешного применения знаний, полученных при изучении курса «Правоведение» в своей практической деятельности, а также для ознакомления с реальными условиями и принципами работы педагогов в школе в ...
Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших
школьников
Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для ...