Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адаптации в изменяющихся ситуациях. Целью интервенции осложненного поведения личности является ослабление или устранение тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью социально-педагогической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с социальным педагогом, психологом.
Задачи социально-педагогического вмешательства при осложненном поведении подростков:
формирование мотивации на социально-психологическую адаптацию или выздоровление;
стимулирование личностных изменений;
коррекция конкретных форм осложненного поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.
Более частные задачи коррекции осложненного поведения в подростковом возрасте - это, во-первых, через развитие самопознания и самооценки развивать умение регулировать свое поведение; во-вторых, содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватности поведения в школе и вне нее; в-третьих, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личностного отношения к ним, к выработке собственных ценностных ориентаций, внутренних позиций.
В случае социально-педагогической интервенции осложненного поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в профилактической работе. Ведущими методами является психотерапия, психологическое консультирование, тренинг и др. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений, методы саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы минимизации нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.
Программа социально-психологической коррекции осложненного поведения подростка направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения позитивной самореализации личности в обществе. Посредством социально-психологической коррекции требуется решить для обеих сторон возникший конфликт "личность - общество", "личность - социальная среда", "личность - группа", "личность - личность". Благодаря этой работе происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.п., осуществляемое социально-психологическими средствами и проявляющееся в их подмене, изменении, переосмыслении, переоценивании, что в итоге дает коррекцию поведения личности в соответствии с принятыми в социальном окружении и обществе в целом.
При построении коррекционной программы необходимо учитывать следующие принципы:
Статьи по теме:
Лексика с точки зрения ее происхождения
Процесс формирования словарного состава русского языка длительный и сложный. Вопрос о происхождении и развитии лексики, пути ее развития тесно связан с историей русского народа. Словарный состав, как ...
Реализация комплекса методических мероприятий
организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического
строя речи детей старшего дошкольного возраста
Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное ...
Основные дидактические принципы и условия
проведения игр
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в д ...