Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением

Страница 2

6) Если бы я был на месте учителя (классного руководителя).

Сопоставление ответов может помочь специалисту лучше понять условия семейного воспитания, проблемы, связанные со школой, более обоснованно подготовить рекомендации, советы.

Изучению взаимоотношений в семье ребенка с осложненным поведением весьма успешно способствует беседа семейного социального педагога с родителями. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт поможет глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует пониманию мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Начать целенаправленно разговор специалисту поможет "Карточка семьи", на основании которой выясняются уклад жизни семьи и уровень ее психолого-педагогической культуры, индивидуальные особенности ребенка, замеченные недостатки в семейном воспитании, фиксируются особенности семьи, которые необходимо учесть школе при воспитании ребенка, и намечается план индивидуальной работы с семьей на ближайшее время.

Беседа с родителями может быть результативной при определенных условиях. Прежде всего она проводится после того, как между родителями и специалистом установлены уважительные отношения. К каждой беседе нужно тщательно готовиться, намечать план предстоящего разговора, вести его сдержанно, тактично. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы респондентов были свободны от влияния личных отношений, установившихся между собеседниками, не зависели от способа постановки вопроса.

Однако следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно. Требуется несколько встреч с родителями. Практикуется посещение ребенка на дому, которое дает возможность увидеть педагогические просчеты семейного воспитания, обсуждать конкретные ситуации, реально складывающиеся взаимоотношения, когда родители могут быть более открыты.

Известный американский врач-психотерапевт Р. Ричардсон обращает внимание на моменты, о которых надо помнить родителям в общении с подростками с осложненным поведением.

1) Задавайте столько вопросов, на сколько у вас хватит времени. Чем больше вопросов, тем лучше. Помните: исследователь всегда готов узнать больше;

2) Особенно важно, чтобы вы не начинали эмоционально реагировать, защищаться, нападать или каким-нибудь другим способом отступать от роли исследователя. Если это происходит, измените тему или на время прервите разговор.

3) Стройте свои вопросы так, чтобы они были "настоящими" вопросами.

4) Постарайтесь избегать вопросов, начинающихся с "почему". Они обычно вызывают защитные реакции и объяснения.

5) Подтверждайте свои интерпретации "проверяющими" вопросами, Проверяющие вопросы могут начинаться словами: "Вам действительно кажется.?", "Вы имеете в виду.?".

Анализ конкретных педагогических ситуаций побуждает взрослых сделать какой-то выбор, заставляет их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Сообща обсуждаются пути решения данных ситуаций и возможные последствия. Каждый участник уясняет свою собственную точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Опыт показывает, что положительная оценка социальным педагогом тех или иных конкретных воспитательных действий родителей может существенно повысить уверенность последних в своих силах.

Метод обобщения независимых характеристик. Для его осуществления устанавливается контакт с организациями по месту работы родителей, с домоуправлением, с соседями по квартире, с родительским активом школы. Накапливаются разнообразные сведения об отношении родителей к производственной деятельности, о нравственном климате семьи, ответственности отца и матери за воспитание детей. Этим методом следует пользоваться осмотрительно, проявляя тактичность.

Сложность разрешения проблемы осложненного поведения подростков требует применения и других методов научно-педагогического исследования. Например, метод интервьюирования, который дает возможность изучить достоверные данные о семье; уровень психолого-педагогической подготовленности родителей; отношение к воспитанию; использование различных методов воспитания в семье.

Получить необходимые сведения о семье помогает тестирование как способ психологической диагностики. Используются стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах; дает четкий инструментарий в руки специалиста. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью они применяются. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов. Она основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии - репрезентативности, надежности, валидности. Если все эти психологические процедуры не выполнены по отношению к тесту, то его использование не носит научно обоснованного характера, а так же произвольно, как и в любой житейской ситуации, понимание людьми друг друга. Результат будет зависеть от множества случайностей.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Эволюция внешкольной работы
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценн ...

Качества, необходимые учителю
Профессиональные качества, необходимые учителю принято разделять на объективные (характеризуют подготовку педагога с научной точки зрения) и субъективные (качества, характеризующие педагогический тал ...

Понятия «творчество», «творческое мышление», «креативность»
Способность творить – полезное качество, которое может пригодиться как в деловой сфере, так и обыденной жизни, но развить творческие способности непросто. Творчество - деятельность, результатом котор ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru