Предлагаемые методы изучения трудных детей и подростков весьма относительны. Идеальная систематизация невозможна вообще, так как личность человека чрезвычайно сложна. Поэтому главная задача любого исследования - выявление ведущих свойств личности и выбор соответствующих им главных направлений работы.
Схема изучение личности трудного ребенка включает в себя ряд показателей. Среди них можно выделить:
Общие сведения о ребенке.
Состояние здоровья, особенности физического развития, его соответствие возрасту.
Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; идеалы, ценности). Для ее изучения можно использовать методику "Ценностные ориентации" М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - это убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Самооценка (адекватность, уровень притязаний и т.д.). Изучить самооценку можно с помощью методики Дембо-Рубинштейна. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Темперамент исследуется по методике В.М. Русалова "Определение свойств темперамента". С ее помощью можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. В данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше свойств.
Характер (положительные и отрицательные черты, акцентуации характера и т.д.). Для диагностики типа акцентуации личности предназначен тест-опросник "Методика изучения акцентуаций личности" К. Леонгарда - С. Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".
Особенности эмоционально-волевой сферы. Для ее изучения можно использовать опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
Характеристика межличностных взаимоотношений личности. Цветовой тест отношений (ЦТО) − является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, та и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТ0 является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и самому себе отражается в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.
Статьи по теме:
Методики логопедической работы по выявлению и
устранению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структур ...
Значение окружающей среды в развитии личности
молодого человека
Проблема подростка кроется не в слабости воли, а в слабости целей. Познавательная активность подростка (его цели) существенно ограничены рамкой классно-урочной системы школьного образования. Поэтому ...
Понятие о лексической сочетаемости слов
Родная речь усваивается, если у ребенка появляется способность запоминать норму употребления языковых знаков в речи — запоминать их сочетаемость (синтагматику), возможности взаимозаменяемости (паради ...