Таблица 1 Традиционный и позитивный педагогические подходы к проблемам подростков
Проблема |
Воздействие на вторичные способности при традиционном подходе |
Воздействие на первичные способности при позитивном подходе |
Лень (недостаток трудолюбия) |
Центрирование на усердии в деятельности: неудовлетворительная оценка, вызов родителей в школу, наказание. |
Центрирование на уверенности, контакте, доверии. |
Систематические прогулы занятий |
Центрирование на пунктуальности, совестливости: педагогические беседы, извещение родителей, наказание, запреты. |
Центрирование на времени, образце для подражания. |
Нарушение дисциплины |
Центрирование на послушании: вызов к директору, беседа с родителями, наказание. |
Центрирование на терпении. |
Плохая успеваемость |
Центрирование на усердии, совестливости: порицание, угроза оставить на второй год обучения. |
Центрирование на уверенности, надежде. |
Традиционный путь воздействия на "неудобное" поведение более известен, а поэтому и более приемлем. он и более легок и краток. силовыми методами воздействия проще добиться желаемого результата немедленно, не замечая, что у ребенка появляются другие, не менее сложные проблемы. происходит это потому, что базовая причина не устраняется, а ищет другой канал выхода и находит его в болезни, страхах, агрессивности, девиантном поведении и др.
Понятие "способности" содержит некоторую неопределенность: их не всегда можно увидеть или измерить. В решении педагогических ситуаций необходимо постоянно обнаруживать скрытые способности, больше того - предвидеть, какими они могут стать. В каком-то смысле способности - это скрытые желания, стремления человека.
При помощи позитивной интерпретации поступка мы имеем дело не с констатацией факта, своего рода диагнозом, а с изменением точки зрения на проблему. Это помогает найти пути ее разрешения. Например, если мы интерпретируем лень как способность сохранять энергию, то, во-первых, исчезает традиционное отрицательное отношение к лени, а во-вторых, возникает вопрос: зачем ребенку необходимо сохранять энергию? А может для более важных дел, для восстановления физической и психической активности. После такого осмысления уже не нужно бороться с ленью, а надо думать о том, как восстановить физические и психические силы ребенка. Лень исчезнет после исчезновения потребности в ней.
Также можно переосмыслить и другие педагогические проблемы подростка. Рассмотрим самые распространенные из них. Очень часто педагоги и родители страх ребенка рассматривают как трусость, неспособность к адекватному поведению в трудных ситуациях и расценивают это качество как отрицательное. Но если представить страх как способность избегать угрожающих ситуаций, осторожность, то он приобретает положительную окраску. Нарушение дисциплины - это не психологическое отрицание внешних авторитетов, сочетающееся с эмоциональными вспышками (гнев, дерзость), а способность сказать "нет". Агрессивность можно рассматривать не как воинственность, жестокость, но как способность спонтанно, эмоционально реагировать на что-либо. Упрямство - это не нежелание подчиняться установленному порядку, а способность возражать авторитетам. Акцентуации характера - способность к оригинальному стилю поведения; замкнутость - способность довольствоваться общением с собой; медлительность - способность воспринятое пережить в себе, не подвергать себя опасности; соперничество - способность отстаивать свои интересы и т.д.
Статьи по теме:
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
В последние годы в школе все шире применяются различные формы совместной – коллективной и групповой – деятельности учащихся на уроке. Это связано, главным образом с попытками интенсифицировать учебны ...
Методика изобразительной деятельности и роль оригами
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных ...
Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте
Игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их ...