Этапы и приемы работы над изложением

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Этапы и приемы работы над изложением

Страница 2

В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.

В каждом конкретном случае содержание, характер рабочих материалов, их объем будут зависеть от особенностей текста для изложения, способа его восприятия, характера воспроизведения.

II этап: написание первого варианта изложения.

III этап: проверка первого варианта изложения.

Первый вариант изложения проверяется учителем карандашом. К этому этапу относится и подготовка к редактированию.

Цель третьего этапа - анализ первой попытки и выявление путей создания второго, улучшенного варианта, т.е. дальнейшее обучение школьников умению мотивированно создавать текст.

Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится.

Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Редактирование может быть использовано и на уроке анализа изложений:

1) ученики коллективно (или самостоятельно) исправляют предложенный текст (с типичными речевыми ошибками и недочетами);

2) совершенствуют в соответствии с пометками учителя свои изложения. [17, c.34]

IV этап: анализ учителем первого варианта изложения.

V этап: написание окончательного варианта изложения.

VI этап: проверка работ и выставление оценок.

Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".

Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.

Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.

Оценивание изложений

Оценка 5 ставится, если:

содержание работы полностью соответствует теме;

нет фактических ошибок;

содержание излагается последовательно;

работа отличается богатством словаря;

достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценка 4 ставится в том случае, если:

содержание работы в основном соответствует теме;

содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;

нарушение последовательности в изложении мысли;

лексический и грамматический строй речи разнообразен;

стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценка 3 ставится, если:

имеются существенные отклонения от темы;

достоверность в главном, но есть фактические неточности;

допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;

стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценка 2 выставляется в том случае, когда

текст не соответствует теме;

допущено много неточностей;

нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;

беден словарь;

нарушение стилевого единства текста.

Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Планируя психолого-педагогическое просвещение ро ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствуе ...

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru