В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.
В каждом конкретном случае содержание, характер рабочих материалов, их объем будут зависеть от особенностей текста для изложения, способа его восприятия, характера воспроизведения.
II этап: написание первого варианта изложения.
III этап: проверка первого варианта изложения.
Первый вариант изложения проверяется учителем карандашом. К этому этапу относится и подготовка к редактированию.
Цель третьего этапа - анализ первой попытки и выявление путей создания второго, улучшенного варианта, т.е. дальнейшее обучение школьников умению мотивированно создавать текст.
Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится.
Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.
Редактирование может быть использовано и на уроке анализа изложений:
1) ученики коллективно (или самостоятельно) исправляют предложенный текст (с типичными речевыми ошибками и недочетами);
2) совершенствуют в соответствии с пометками учителя свои изложения. [17, c.34]
IV этап: анализ учителем первого варианта изложения.
V этап: написание окончательного варианта изложения.
VI этап: проверка работ и выставление оценок.
Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".
Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.
Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.
Оценивание изложений
Оценка 5 ставится, если:
содержание работы полностью соответствует теме;
нет фактических ошибок;
содержание излагается последовательно;
работа отличается богатством словаря;
достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.
Оценка 4 ставится в том случае, если:
содержание работы в основном соответствует теме;
содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;
нарушение последовательности в изложении мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.
Оценка 3 ставится, если:
имеются существенные отклонения от темы;
достоверность в главном, но есть фактические неточности;
допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.
Оценка 2 выставляется в том случае, когда
текст не соответствует теме;
допущено много неточностей;
нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;
беден словарь;
нарушение стилевого единства текста.
Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.
Статьи по теме:
Роль дошкольного учреждения в
повышении педагогической культуры семьи
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Планируя психолого-педагогическое просвещение ро ...
Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствуе ...
Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...