Сравнительная диагностика произвольности внимания, способности следовать указаниям взрослого проводилась при помощи методики "Графический узор". Усложненный вариант методики "Графический диктант". Результаты выполнения задания показаны на рис.3.
Рис. 3. результаты выполнения методики "Графический диктант",%
На констатирующем этапе дети показали 3 и 4 уровни .Настя К. улучшила свой результат, продемонстрировав 2 уровень. В процессе выполнения эффективными оказались повторение задания, подсказки. Настя Г, Дима Д, Максим К. выполняли задание на 3 уровне. Они отвлекались, пропускали детали, заменяли их, выходили за пределы клетки.
Изучение способности к обобщению и абстрагированию, выделению существенных признаков проводилась на вербальном и предметном материалах (методика "Исключение лишнего").
Рис. 4. Результаты выполнения методики "Исключение лишнего",%
Дети в основном продемонстрировали 3 уровень. Настя К. старалась сосредоточиться, значительно лучше выполнила задание на вербальном материале, меньше нуждалась в подсказках. Насте Г., Диме Д., Максиму К. необходимо было неоднократное повторение задания для поддержания внимания. С подсказками, дополнительными разъяснениями выполняли задание на вербальном уровне.
Результаты проведенного исследования показали, что у детьми с ЗПР необходимо развивать произвольное внимание, способность к саморегуляции и самоконтроля; формировать мыслительные процессы; воспитывать интерес к умственной деятельности.
Данные направления можно рассматривать как условия формирования психологической готовности к школе, формирование учебно-важных качеств. дошкольник задержка психический обучение
Результаты проведенного экспериментального исследования, позволяют говорить об эффективности коррекционно-развивающей работы и специальных дошкольных группах для детей с ЗПР. Успешное выполнение воспитанниками заданий, требующих концентрации внимания, умения следовать указанию взрослого, а также сформированность у них эмоционально-личностной сферы подтверждают необходимость обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используются в массовых детских садах. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов показали, что у детей с задержкой психического развития несколько улучшились способы самоконтроля деятельности. Дети овладели некоторыми навыками речевого опосредования, контролем деятельности. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, регуляции познавательной, деятельности и всестороннего развития личности.
Проблема помощи детям с ЗПР приобрела в последние годы актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их числа.
Полученная картина, хотя и неполно, но достаточно определенно отражает основное своеобразие психической деятельности детей данной категории — низкий уровень познавательной активности, вследствие чего эти дети в равных условиях овладевают гораздо меньшим объемом знаний и представлений об окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Но даже те знания, которые у них сформированы, имеют преимущественно пассивный характер, с трудом актуализируются, если для этого не применяются специальные стимулирующие меры.
Результаты, полученные в нашем исследовании, показали существенное различие между уровнями сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР – воспитанников детского сада компенсирующего вида и их нормально развивающихся сверстников.
Дети данной категории отличаются тем, что у них более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения.
Статьи по теме:
Виды деятельности, используемые на музыкальных занятиях в классах
коррекционно-развивающего обучения
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику. Занятия по музыке значи ...
Высшее образование в России
сегодня
Несмотря на все эти тенденции, высшее образование в России официально, или, правильнее сказать, институционально, продолжает пока существовать как система подготовки специалистов. Сегодня роль бакала ...
Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в
психолого-педагогической литературе
В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодейст ...