Функции системы дополнительного образования детей в России

Статьи о педагогике » Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовании » Функции системы дополнительного образования детей в России

Страница 2

Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ.

По самой образовательной специфике учреждения дополнительного образования, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают: образовательные программы; обучающиеся; педагоги дополнительного образования; руководители (управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа; родители, в смысле изменения их установок и отношений к функциям дополнительного образования в обучении их детей; образовательная среда; социальная макросреда (район, окружающий социум); и само учреждение дополнительного образования как объект саморазвития.

Изменяя себя, учреждение дополнительного образования изменяет образовательную и социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым учреждение дополнительного образования превращается в одного из субъектов развивающегося образования.

Превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим позициям: психологические особенности контингента учащихся УДО; стратегические и тактические цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога.

Определение психологических особенностей контингента учащихся в качестве системообразующего фактора системы УДО предполагает создание специальных условий, особой образовательной среды в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи и т. д.)

Мы исходим из того, что в УДО: обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития; дети приходят по разным мотивам; обучение происходит в разновозрастных группах; одаренных детей мало т.к. они проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях (математические, музыкальные, спортивные школы).

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Определение стратегических и тактических целей учебно-воспитательного процесса (соответственно, учебных программ и педагогического взаимодействия) и образовательной среды в целом.

Дополнительное образование преследует следующие цели: развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию; развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.); развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Определение предметного содержания учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. УДО имеют широкий спектр образовательных, художественно-творческих, культурно-досуговых, технических, спортивных и других учебных, предметных областей. В зависимости от кадровых, материально-технических, финансовых и т.п. возможностей каждое учреждение дополнительного образования определяет свой спектр предлагаемого им предметного содержания дополнительного образования.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Типология синестем
Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия ...

Национальная доктрина российского образования как исторический итог «потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
Образование и просвещение, как его неотъемлемая часть, в социогенетическом и институциональном измерении есть исторический поток, норма которого определяет поток исторического здоровья нации. В этом ...

Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru