Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников

Статьи о педагогике » Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников » Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников

Страница 1

По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, субъективные представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе. К группе социальных факторов отнесены мода, престиж, а также школа (влияние учителей и оценочной системы). Референтная группа (друзья, сверстники) и семья. СМИ, интернет.

Эти факторы оказывают существенное воздействие на формирование представлений о себе и о мире профессий. Тем самым опосредованно влияя, на профессиональное самоопределение личности. Необходимо отметить, что название выделенных групп факторов во многом условно, не является жестким и однозначным, скорее отражает некоторую общую специфику объединенных факторов.

Группа факторов, названная «представления о себе», включает представления человека о своих возможностях (в том числе и физических), способностях, знаниях, умениях и навыках, а также об особенностях своего темперамента, характера и др.

Необходимо отметить, значительную роль социальных факторов в формировании субъективных оценок конкретных видов профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения оценивается модность, престижность, привлекательность различных профессий.

Что касается семьи, то она, с одной стороны, является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. И не только в форме прямых воздействий-требований родителей или лиц, их заменяющих, но и как реальный фактор, косвенно, но закономерно определяющий идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. С другой стороны, семья является достаточно автономным социальным институтом, трудно управляемым, в частности, с позиций школы, педагогики.

Одним из важных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение юноши, является социальный статус семьи. С сожалением приходится констатировать, что формирование застойного явления малообеспеченной семьи, как, впрочем, и закрытие каналов для вертикальной социальной мобильности молодежи, стало в России свершившимся фактом.

На ход профессионального самоопределения большое влияние оказывают стереотипы, которые являются одним из видов социальной установки.

По мнению Колесникова И. А. ориентация старшеклассников на те или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые оказываются с теми или иными профессиями. При этом подчеркивается, что профессиональные стереотипы в большей степени касаются личностных свойств и качеств представителей конкретных профессиональных групп, нежели самой профессиональной деятельности. Таким образом, формируется обобщенный образ типичного профессионала.

Выделяя и структурируя группу факторов, условно названную нами «личностные особенности», мы опирались на представления о триединстве в структуре личности – «чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (это способности и дарования), наконец, что есть он сам, т.е., что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Профессиональная консультация
Профессиональная консультация (от лат. profession - род занятий, consultatio - совещание) - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающ ...

Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младших школьников
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа. Целью констатирующего этапа являлось изучение специфических ошибок письм ...

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов
Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая фу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru