Анализ результатов повторной диагностики

Страница 5

Полученные нами данные говорят о том, что тренинговая программа, направленная на формирование творческого мышления, способствует развитию логического мышления. Это послужило для нас основанием считать часть гипотезы, что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, развивает показатели логического мышления, подтвержденной.

Для того, чтобы проверить правильность второй части гипотезы о том, что использование специальной тренинговой программы способствует не только росту показателей креативности, но и повышает уровень обученности младших подростков в школе, мы использовали данные, отражающие уровень обученности. Мы сравнили средние баллы по успеваемости за первую и четвертую четверти [Приложение К]. Соотношение данных по обученности в первой и четвертой четверти в экспериментальной и контрольной группе

Таблица 12

Средний балл за первую четверть

Средний балл за чевертую четверть

Экспериментальная группа

8,87

9,04

Контрольная группа

8,53

8,51

Гистограмма 12

Итак, результаты проведенной работы дают нам основания говорить о целесообразности разработки и проведения системы развивающих занятий с младшими подростками. Своей работой мы также доказали, что в процессе формирования творческого мышления значительно улучшаются показатели развития логического мышления, а также улучшается успеваемость школьников. Таким образом, можно считать гипотезу подтвержденной.

Надо сказать, что формирование творческого мышления невозможно при условии отсутствия внутренних предпосылок для творчества. В нашем же случае видно, что при достаточном уровне развития логического мышления, при наличии предпосылок для развития творческого мышления и при использовании специальных тренинговых программ можно достичь достаточно высоких показателей сформированности творческого мышления.

В данной главе нами была описана программа социально-психологического тренинга с учащимися 4-5 классов, направленная на формирование творческого мышления. Повторное диагностическое исследование, проведенное по окончании формирующего эксперимента, подтвердило вышеописанное предположение и дало возможность говорить о целесообразности проведения подобной работы в дальнейшем.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.

Данное исследование было посвящено содержанию, развитию и формированию творческого мышления младших подростков, а также установлению взаимосвязи между уровнем сформированности творческого мышления и уровнем развития логического мышления, между уровнем сформированности творческого мышления и успеваемостью.

В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том ,что комплексная развивающая программа, содержащая в себе как когнитивные, так и личностные компоненты, способствует формированию творческого мышления, развивает показатели логического мышления, повышает уровень обученности младших подростков.

На первом этапе работы нами была проведена диагностика уровня творческого мышления подростков, а также уровня их логического мышления. В исследовании были использованы следующие методы сбора данных:

1. Тест креативности П. Торренса;

2. Тест вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда ( в модификации Е. Туник);

3. Методика отдаленных ассоциаций С. Медника ( вербальная креативность);

4. Методика Зака

Применяя данный инструментарий, мы провели первичную диагностику 30 учащихся 4-5 классов (15 человек – экспериментальная группа, 15 - контрольная). Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправной точкой для проведения формирующего эксперимента. Совместно со школьным психологом бала составлена программа по развитию творческого мышления, которая состоит из четырех связанных между собой блоков:

1. Блок формирования коммуникативных умений;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Эстетическое предназначение уроков чтения
Основная цель уроков чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогати ...

Формирование личности в семье
Как уже было сказано в предыдущей главе, есть четыре стиля воспитания. Это демократический, либеральный, попустительский и авторитарный. Но в семье нет определенно одного стиля воспитания. Семейное в ...

Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru