Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель — усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций.
Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.
Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.
Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения:
Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования
Таблица 1
Линии анализа |
Традиционный тип |
Креативный тип |
Ориентации |
На стандарты |
На вариативность |
Вектор времени |
Реконструкция прошлого |
Созидание будущего |
Мотивация |
Приобретение знаний |
Самореализация |
Характер информации |
Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляции чужими идеями |
Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей |
Процесс познания |
Усвоение стандартов, чужого опыта |
Преобразование, открытие |
Тип мышления |
Конвергентное (логическое) |
Конвергентное и дивергентное (творческое) |
Результаты |
Запланированы, известны |
Вероятностны, неизвестны |
Субъект-объектные отношения |
Человек — объект обучения |
Человек — субъект познания и творчества |
Технологии |
Имитационные репродуктивные |
Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии |
Функции педагога |
Воздействие |
Взаимодействие, сопровождение |
Последействие |
Тезаурус академических знаний, алгоритмы |
Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы |
Статьи по теме:
Закрепление и углубление временных представлений
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинали ра ...
Проблемы МПМ
Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное ...
Система начального профессионального образованием
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, слу ...