Во второй половине ХХ в. на Западе возник ряд направления в педагогической науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Но хотя и встречались новые идеи и подходы. Получило широкое распространение гуманистическое правление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. Такие известные западные ученые, как К. Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А. Маслоу, Ш. Бюллер и др., принимали участие в разработке психо-педагогических основ данного направления. Вследствие этого в практике обучения педагогам рекомендуется ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешние требования. То есть выросла роль педагогов-психологов, которые были бы способны так обучать, с ориентацией на потребности и интересы ребенка, на его индивидуальность.
В начале 1970-х гг. увлечение программированным обучением начало проходить. Новые исследования показали, что традиционная практика более эффективна и она дает учащимся больше возможностей для творчества и общения с педагогом и другими учениками в процессе учебной деятельности.
Переход к ХХΙ в. можно охарактеризовать как период, в котором обнаруживается поиск разных подходов к воспитанию, образованию и обучению. Такие тенденции, как гуманизация воспитания и гуманитаризация образования, заняли прочное место в педагогической теории и практике. Конечно, многие современные идеи требуют объективного критического анализа, существенной доработки, но в целом нельзя не отметить позитивных изменений, которые приближают воспитательную и образовательную практику во всем к потребностям времени.
Статьи по теме:
Основные меры по реформированию сферы
образования
1. Введение образовательных ваучеров Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьн ...
Гиперпротекция
«Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гипе ...
Диагностика профессионально значимых качеств
личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у
учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустре ...