Согласно принципу минимакса, учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жесткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно ориентированных принципов.
Вопросы-проблемы по российской истории и современности нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Изучение окружающего мира
Что такое окружающий мир? Окружающий мир можно определить системы как совокупность всех условий, оказывающих влияние на существование, рост и благополучие организма или группы организмов на Земле.
Каждый отдельный элемент в нашей повседневной жизни является частью окружающего мира, в том числе, воздух, которым мы дышим, живые состояние нашего организма, каждый предмет у нас дома, каждый кусок системы пищи и каждый глоток воды, которые мы потребляем. Широта охвата данного определения затрудняет изучение окружающего мира, но определенные методы обучения могут помочь нам установить связь между катастрофами и средой.
При изучении окружающего мира используется два основных подхода.
Первый подход, который базируется на том факте, что люди делят эту планету с другими живыми существами, концентрирует внимание на взаимодействии живых систем.
Второй, более широкий подход Рис.1 рассматривает всю окружающую среду в целом, подчеркивая при этом, что все ресурсы планеты - как живые, так и неживые, - в конечном счете, ограничены. Однако какой бы из этих двух подходов ни применялся, человеческий род является главным действующим лицом, поскольку в первую очередь наше внимание направлено на благосостояние и деятельность людей.
Наука экология изучает взаимоотношения организмов и окружающей их естественной среды; она служит важным инструментом для выяснения того как действуют природные системы и что на них влияет.
Экологическая система (экосистема) - это совокупность организмов и их среды. Внутри глобальной среды существует множество экосистем и различных сред. Например, дерево, озеро или поселение людей могут рассматриваться как отдельные экосистемы. В рамках данной работы особую ценность представляет одна современная экологическая перспектива: а именно - осознание того, что нехватка продовольствия и территории заставят человеческое сообщество изменить и ограничить свою деятельность.
Статьи по теме:
Математические определения. Типы ошибок в определении понятий
Заключительный этап формирования понятия – его определение, т.е. принятие условного соглашения. Под определением понимается перечисление необходимых и достаточных признаков понятия, сведённых в связн ...
Проблемы
в организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении детский сад №35 г.
Челябинска
Проведенное исследование выявило проблемы в организации дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №35 г. Челябинска: 1. Недостаточно изуче ...
Песочная терапия в России
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а т ...