Осмысление феномена синестезии началось еще в античные времена с появлением первых теорий ощущений, изложенных в трудах Демокрита и Аристотеля. Аристотелем было выдвинуто предположение о физиологическом синкретизме ощущений.
Традиции ранних учений античных философов были продолжены сенсуалистами Т. Гоббсом, Д. Локком и Д. Юмом, считавшими, что объективное познание мира невозможно с помощью какого-либо одного из пяти чувств.
Подробнее способы восприятия действительности были рассмотрены Г. Гердером, Д. Дидро, об общности чувств и ассоциаций впервые выказался И. Кант. Большое внимание исследованию связей между звуком и цветом уделяли А. Лосев, Ж. Бодрийяр и Ж. Лиотар.
Богатый материал по синестезии накоплен и в психологии. Б. Г. Ананьев, В.П. Зинченко, С.В. Кравков, Э.А. Кузнецова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, П.В. Яньшин и др. в своих работах подробно рассматривают взгляды на данное явление до настоящего времени, осмысляют понятие синестезии в широком и узком смысле. Согласно широкому пониманию, синестезия – любое взаимодействие ощущений, в узком смысле – индивидуальное явление, характеризующее сенсорные переживания отдельных индивидов.
Большинство психологов убеждены, что сенсорные системы едины в своей организации, восприятие человека происходит одновременно в нескольких модальностях, и это позволяет говорить о том, что определенный тип синестезии есть почти у каждого. Синестезия понимается учеными как определенный спрессованный узел ощущений, составляющих картину мира субъекта, в том числе и языковую.
Изучением такой синестетичной картины мира занялись и представители лингвистической науки. Авторами первых исследований в данной области являются И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, М. Бреаль и др. Синестезия в языке рассматривается как словесное смешение, универсальная, когнитивная или перцептивная метафора, психофизиолингвистический феномен.
Необходимо подчеркнуть, что проблема поиска междисциплинарных подходов к феномену синестезии ставилась в лингвистике еще в период выделения этого явления в отдельную область исследований. Например, намечается такая проблематика в трудах А. А. Потебни, писавшего о сближении языкознания с психологией, при котором появляется возможность искать разрешение вопросов о языке в психологии и, наоборот, ожидать от исследований языка новых открытий в области психологии.
Однако целенаправленный поиск интегративных подходов к синестезии в языке начинается сравнительно недавно. Так, весьма глубокое обоснование необходимости подхода к изучению синестезии с междисциплинарных позиций дается в работах С. В. Воронина.
Современный исследователь Н. М. Фортунатов видит в синестезии принцип, лежащий в основе синтеза искусств, который позволит объединить теории искусств и методологии филологических дисциплин.
В ряде появившихся в последние годы работ, которые затрагивают проблему синестезии в языке, взаимопроникновение различных дисциплин настолько глубоко, что возникают определенные трудности при попытке их строгого отнесения к той или иной науке. Например, в работах Гулякова Е.Н. тесно переплетаются лингвистический, литературоведческий и педагогический подходы к синестезии. Исследования Зельмановой Л.М. помимо методики, лингвистики, представляют несомненный интерес для искусствоведения. Для современных американских, испанских и немецких психолингвистов (О. Хавьер, Г.Браэм и др.), обращающихся к проблеме языковой синестезии, характерно стремление привлечь данные, полученные в результате нейрофизиологических исследований этого явления.
Таким образом, существование различных подходов к изучаемому явлению, накопленный исследовательский материал говорят о том, что синестезия как феномен восприятия достаточно подробно изучен, однако пока еще рано говорить о единой концепции понимания синестезии как особого явления. Пока еще не создана единая классификация и нет точного определения, способного синтезировать в себе подходы психологии, философии, эстетики, лингвистики и других наук.
Статьи по теме:
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...
Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...