Например, в одном из своих стихотворений Новалис так описывает синтез чувств:
Когда не знаки и не числа
Дадут ключи мирского смысла,
Когда певец или влюбленный,
Узнает больше, чем ученый,
Когда на волю мир умчится
И заново к миру обратится,
Когда сияния и мраки
Опять сольются в ясном браке,
И в сказках разгадают снова
Историю пути мирского.
Тогда-то тайна прозвучит
И извращенный мир отлетит.
Как видим, для романтиков была неприемлема власть вещей, они чувствовали мир, а не «ощупывали» его. Более сложные примеры синестезий стали появляться в литературе уже в XIX-ХХ веках в произведениях М. Горького, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.С. Грина, В.Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта и др. Однако понятие синестезии активно используется не только в литературе. Термин стал популярным в самых различных областях науки – искусстве, психологии, биологии и др., поэтому крайне затруднительно привести точную дефиницию исследуемого явления. Синестезия в различных науках понимается по-разному:
· межчувственные связи в психике;
· поэтические тропы и стилистические фигуры;
· цветовые и пространственные образы;
· взаимодействие между различными видами искусств;
· сложные межсенсорные представления;
· «естественные» ассоциации, возникающие и закрепляемые в процессе комплексного, бисенсорного восприятия действительности у определенного круга людей, функционирующих в одинаковых географических, исторических и социальных условиях.
Обобщая вышесказанное, мы можем утверждать, что изучение явления синестезии невозможно без осмысления подходов к нему различных наук. Краткое обобщение этих подходов приводится в параграфе 1.2.
Статьи по теме:
Общество сверстников, как фактор социализации
Одна из главных тенденций переходного возраста — ориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может ...
Реализация условий руководства детскими играми в предметно-игровой среде
ДОУ
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3. Охарактеризуем предметн ...
Игра. Функции игры на уроке иностранного языка
Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Задача учителя иностранных языков сд ...