Таким образом, большинство детей экспериментальной группы после проведения коррекционной работы справились с данным заданием на среднем уровне.
Дети справились с заданием чуть лучше, чем по данным констатирующего эксперимента. Ни один ребенок не смог правильно подобрать слова к предложениям «Молоко жидкое, а сметана .», «Солнце светит…», «Кофта шерстяная, а шуба .»; все дети отказались от выполнения данных заданий. Словарь наречий и качественных прилагательных у детей достаточно бедный, что приводит к трудностям выполнения задания.
Улучшения наблюдаются при назывании признаков, выражающих цвет и форму предмета.
Таким образом, большинство детей контрольной группы также справились с данным заданием на среднем уровне.
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов у дошкольников с системными нарушениями речи по всем методикам представлены в приложении 4.6 и таблице 13.
Но данным таблицы 13, в экспериментальной группе после проведения коррекционной работы у большинства детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи (6 детей) отмечается средний уровень овладения лексической сочетаемостью слов (по данным констатирующего эксперимента - 2 ребенка); у 1 ребенка - низкий уровень (по данным констатирующего эксперимента - 8 детей); у 3 детей - высокий уровень (по данным констатирующего эксперимента детей с высоким уровнем не выявлено). Таким образом, после проведения работы по овладению лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи наблюдается значительная положительная динамика.
Таблица 13
Результаты исследования особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
2 |
8 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
3 |
6 |
1 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
3 |
7 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
5 |
5 |
В контрольной группе, по данным контрольного эксперимента, результаты изучения уровня овладения лексической сочетаемостью слов несколько улучшились, однако такой значительной положительной динамики, как в экспериментальной группе, нет: у 5 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи — низкий уровень (по данным констатирующего эксперимента - у 7 детей); у 5 детей - средний уровень (по данным констатирующего эксперимента - у 3 детей); детей с высоким уровнем овладения лексической сочетаемостью слов не выявлено.
Качественный анализ данных показал, что после проведения коррекционной работы у детей обогатился словарь различных частей речи. Они стали лучше подбирать слова, заканчивать предложение. Слова, которые подбирают, более точные по смыслу.
При выполнении заданий дети меньше отказываются от выполнения, предлагают варианты решения заданий.
Качественный анализ данных по контрольной группе показал, что дети старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи по-прежнему испытывают значительные затруднения при поиске подходящего слова (ярче это проявляется при подборе прилагательных и добавлении одного слова к двум). При выполнении заданий наблюдаются такие ошибки: подбор неточных по смыслу слов, неточности выбора грамматической формы, трудности воспроизведения слова, выбирают другие части речи.
Выводы по главе 3
В третьей главе нами были поставлены и решены следующие задачи:
Статьи по теме:
Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...
Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, о ...
Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции
В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции. Такое обучение предполагает практическое усвоение ...