дидактический словарь дошкольный упражнение
Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух .
В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом – просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения.
Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды
1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов.
Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен «птичий двор» (варианты: «колхозное пастбище», «пчельник»). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все «на птичьем дворе».
Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит?
Ку-ка-ре-ку! – охотно показывает кто-то из детей.
Верно! – Но петух не только кричит: он ищет зерна и, когда найдет их, подзывает кур, чтобы отдать им найденное зернышко. Вот посмотрите (и воспитатель разыгрывает сценку как в кукольном театре): идет, идет петух, ногами разгребает, разгребает траву. Видит: зерна лежат. «Нашел! Нашел!» – радуется он. Но сам зерен этих не клюет, бережет их для своих друзей, для кур. И вот он зовет их: «Тут-тут-тут-тут». Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют. А петух вокруг них похаживает, говорит: «Вот-вот-вот! Кушайте на здоровье!» Какой хороший друг наш петушок!
Так что же умеет делать наш петушок?
Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке воспитателя.
2. Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть (деталь)»:
а) «Назови целое». Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).
б) «Назови сложное действие». Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий.
в) «Назови части». Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше – «Назови целое», при выполнении его можно использовать и дидактический материал, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.
В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.
3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением:
а) «Уточни слово». Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.
б) «Дай общее название». Задача, как и в предыдущем упражнении, – усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное.
Статьи по теме:
Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...
Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные ...
Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс
Работа по развитию связной речи школьников традиционно опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности - дети проходят путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственног ...