Задачи, структура, содержание профессионального обучения

Статьи о педагогике » Профессиональное обучение » Задачи, структура, содержание профессионального обучения

Страница 2

Это система знаний, умений и навыков представляет собой обобщенное отражение научно-технических основ производства, накопленного практического опыта осуществления производственных процессов по конкретным видам труда, а также положительного опыта практики профтехучилищ по подготовке квалифицированных рабочих.

Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего соответствующей профессии (специальности).

Трудовая деятельность - эго совокупность трудовых действий рабочего (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда (оборудования, оснастки, приспособлений и т.п.)

Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трёх точек зрения:

1)функциональной;

2) структурной;

3)педагогической.

Трудовая деятельность по большинству профессий включает следующие типичные функции: планирование, подготовка, осуществление, контроль и обслуживание производственного процесса.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего. Рабочий всё меньше воздействует на предмет труда.

Важное значение в трудовой деятельность имеет расчленение содержания на относительно законченные структурные элементы – трудовые процессы, операции и приёмы.

Наиболее крупной единицей трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, законченной работой будет обработка детали, для слесаря – изготовленное изделие, отремонтированный станок, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ носит сложный (комплексный) характер. Поэтому трудовые процессы принято расчленять на трудовые операции, каждая из которых характеризуется применением однотипных инструментов, приспособлений, одних и тех же или родственных способов труда.

В свою очередь операции делятся на трудовые приемы, каждый из которых имеет частную роль. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции и приемы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.

Возникает вопрос, а как сочетать учебные и производственные задачи обучения? Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинаково зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс, как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. Поэтому иногда приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры и приспосабливать к обучению уже не сам процесс, а его модель.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Подготовка к исследовательской работе
Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея­тельность, обоснование научно-методических выводов и ре­комендаций. В университете ее орг ...

Лексика с точки зрения ее происхождения
Процесс формирования словарного состава русского языка длительный и сложный. Вопрос о происхождении и развитии лексики, пути ее развития тесно связан с историей русского народа. Словарный состав, как ...

Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения
Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Но когда же учащихся сам тянется к знаниям? Тогд ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru