Много факторов влияет на предупреждение отклоняющегося поведения детей: общество, семья, социальные институты и др. Но одним из самых важных факторов, оказывающих существенное влияние на предупреждение и профилактику отклоняющегося поведения детей, является школа, которая призвана создать все условия для развития личности ученика, исключая возможность встать на путь отклоняющегося поведения.
На наш взгляд школьники во внеурочное время расположены к любой коммуникативной деятельности, они отвлечены от учебы, у них повышается двигательная активность, именно это время нужно использовать для вовлечение детей в мероприятия профилактического характера.
В основу данной разработки легли программы психолога Азаровой Н.А. «Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении» и программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных детей «Учимся общаться» педагога – психолога Рождественской С.В.
Цель программы: создать условия для профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста через игровые технологии, тренинги, беседы и другие мероприятия во внеурочной деятельности.
Задачи программы:
Создать условия для благоприятного взаимодействия в коллективе, развития лидерских качеств;
Организовать психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений, привлечению детей к здоровому образу жизни:
помочь детям справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации;
расширить границы представления педагогов и родителей о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся;
Программа определяет следующие направления работы:
Информационно-просветительская;
Социально-профилактическая.
Программа осуществляется:
с учащимися;
с родителями;
с психологом;
с медицинскими работниками;
с правоохранительными органами;
с педагогами.
Формы и методы работы:
анкетирование;
дискуссия;
беседа;
коммуникативная игра;
тренинг;
круглый стол;
родительское собрание.
Планируемые результаты:
Повышение уровня нравственного, культурного развития учеников;
Приобретение знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
Формирование умения взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе и т.д.;
Снижение нарушений внутреннего распорядка ОУ;
Продуктивное взаимодействие с родителями по организации мероприятий для класса;
Снижение отклоняющегося поведения детей класса.
И развитие личности ребенка, его дальнейшая социализация – будет эффектом, который стал возможен благодаря тому, что субъекты процесса профилактики, в том числе и сам ребенок, достигли планируемых результатов.
План реализации программы "Светлый путь"
№ п/п |
Название мероприятия Цель |
Форма |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
«Я достойный житель своей страны» Работа над созданием портфолио личных достижений у детей класса. |
Информационно-методические консультации |
15 недель. |
Классный руководитель |
2. |
Занятие №1 «Я ромашка, люблю шоколад». Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе. |
Коммуникативная игра, тренинг |
1 неделя |
Классный руководитель |
3. |
Занятие №2 «Зоопарк». Цель: повышение психологической безопасности участников группы. |
Коммуникативная игра, подвижная игра, тренинг |
2 неделя |
Классный руководитель |
4. |
Классный час «За здоровый образ жизни». Цель: формирование представления о негативных последствиях вредных привычек, через знакомство с тематической фотовыставкой, анализ запечатленных моментов. |
Просмотр видеоматериалов, беседа, работа в группах |
3 неделя |
Медицинский работник школы. Классный руководитель |
5. |
Занятие №3 «О себе и тебе». Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивные стороны собственной личности. |
Коммуникативная игра, тренинг |
4 неделя |
Классный руководитель |
6. |
Занятие «Пойми меня». Цель: обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников. |
Тренинг, коммуникативная игра |
5 неделя |
Классный руководитель |
7. |
Классный час «Честность и правдивость». Цель: формирование у детей понятие честность и правдивость через знакомство с пословицами и поговорками, а так же анализ предложенных ситуаций. |
Беседа |
6 неделя |
Классный руководитель |
8. |
Занятие «Пойми меня 1». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. |
Тренинг, коммуникативная игра |
7 неделя |
Классный руководитель |
9. |
Занятие «Пойми меня 2». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни. |
Тренинг, коммуникативная игра |
8 неделя |
Классный руководитель |
10 |
Родительское собрание Цель: расширение преставлений родителей о причинах и характеристиках отклоняющегося поведения; Подготовка к веревочному курсу |
Круглый стол |
8 неделя |
Классный руководитель Инструктор по физическому воспитанию |
10. |
«Веревочный курс» Цель: создать условия для взаимодействия родителей и детей через участие их в тренингах и упражнениях на сплочение коллектива. |
Тренинг |
9 неделя |
Родители. Классный руководитель. |
11 |
Занятие «Мы вместе». Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций. |
Тренинг, коммуникативная игра |
10 неделя |
Классный руководитель |
12. |
Занятие «Помоги мне». Цель: закрепление навыков взаимодействия в группе. |
Тренинг, коммуникативная игра |
11 неделя |
Классный руководитель |
13. |
Классный час «Плохо! Хорошо!» Цель: создать условия для анализа жизненных ситуация и принимаемых решений, через просмотр видео сюжетов и обсуждение их. |
Просмотр фото и видео материалов, беседа |
12 неделя |
Классный руководитель. Сотрудники ИПДН |
14. |
Занятие «Актеры». Цель: работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей. |
Тренинг, коммуникативная игра |
13 неделя |
Классный руководитель. |
15. |
Занятие «Каким я буду через год». Цель: завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников. |
Тренинг, коммуникативная игра |
14 неделя |
Классный руководитель. |
16. |
Классный час «Я достойный житель своей страны» Цель: создать условия для формирования у детей позиции «достойный житель своей страны», через рефлексию портфолио. |
Конференция |
15 неделя |
Классный руководитель, Педагог-организатор, родители |
Статьи по теме:
Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значен ...
Структура определения
Знание определения не гарантирует усвоения понятия. Методическая работа с понятиями должна быть направлена на преодоление формализма, который проявляется в том, что учащиеся не могут распознать опред ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...