Проанализировав теоретический аспект проблемы педагогических условий отклоняющегося поведения мы пришли к выводу что необходимо проводить профилактику отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте. Направления внеурочной деятельности, перечисленные в ФГОС НОО предполагают профилактику отклоняющегося поведения, а это значит что нужно уделить особое внимание педагогическим условиям профилактики отклоняющегося поведения и основным этапам профилактического процесса.
Успех профилактической работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Целенаправленное воздействие на учащегося осуществляется посредством профилактического комплекса, представляющего собой системное образование, которое состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Профилактический комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Установочный (установление продуктивного контакта с учащимся).
3. Профилактический.
4. Блок оценки эффективности профилактических воздействий.
Диагностический блок. Цель – выявление особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы профилактической деятельности.
Установочный блок. Цель – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности учащегося в себе, формирование желания сотрудничать с педагогом-психологом и что-либо изменить или предупредить в своей жизни.
Профилактический блок. Цель – гармонизация и оптимизация развития личности учащегося, предостережения переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности профилактических воздействий.
Цель – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Исследования проводилось в МБОУ СОШ №9 ГО Красноуфимск в 3 классе.
В классе 25 человек, 15 мальчиков и 10 девочек. Все дети опрятно одеты приветливы. Девочки общаются мини-группами по 2–3 человека, мальчики в основном вместе. 7 учеников учатся на «4» и «5» остальные учатся удовлетворительно и 3 ребенка отстают по учебе.
Цель исследования: – выявить особенности развития класса.
Для исследования были определены следующие диагностические методики
– методика «Как поступать?» (И.Б. Дерманова)
Цель: выявить у испытуемых отношения к нравственным нормам.
– опросник «Интересы» (на основе опросника Т.И. Юферевой.)
Цель: определить интересы в образовательном процессе, выявить благоприятную для коммуникаций сферу деятельности.
Результаты исследования:
Методика «Как поступать?».
Из 25 человек, 5 (20%) школьников не имеют четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
У 8 (32%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
У 9 детей (36%) нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. И оставшиеся 3 ученика (12%), обосновывают свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Опросник «Интересы».
Анализ проведенного опроса показал, что практически все дети самым важным в школе считают уроки Русского языка и Математики, лишь некоторые считают, что важным является хорошо выглядеть, слушать учителя. 12 детей написали, что любимый день в школе у них понедельник-это значит, что дети с радостью идут в школу. Остальные называли дни конца недели – пятницу и субботу. Самым интересным в школе дети единогласно считают различные мероприятия, классные часы и перемены. На вопрос «Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?» девочки отвечали танцами, пением, некоторые рисованием, а мальчики говорили, что им интересны занятия в различных спортивных секциях, лишь 4 из них предпочли бы играть в компьютер. Одна девочка сказала, что хотела бы лежать на диване, слушать музыку и ничего не делать, скорее всего, это вызвано сильной утомляемостью в связи с домашней нагрузкой, так как девочка из многодетной семьи. Радует то, что всем детям нравится их класс и их учителя. Самыми любимыми уроками у 3 класса, являются уроки рисования, математики, окружающего мира и физкультуры. 2 девочки на вопрос «Чтобы еще хотел ты изучать?» дали ответ «Французский язык», остальные ответили «Ничего!». Дети не могли ответить на вопросы «Что в школе для тебя самое неинтересное?» и «Что самое неприятное?». Оценку своей учебы дети давали адекватную, 12 детей сказали, что учатся очень хорошо, стараются на уроках и дома. 7 детей сказали, что учатся нормально, но будут стремиться учиться еще лучше. 6 школьников сказали, что учатся плохо и назвали причины – «Мне тяжело, я не все успеваю», «Не могу запомнить правила, по этому допускаю ошибки», «Мне не помогают родители».
Статьи по теме:
Национальный технический комитет по стандартизации
№4 "Управление качеством"
Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" (ТК 4) представляет собой объединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций и физических ...
Оценка воздействия на окружающий мир и приемы управления
Оценка воздействия на окружающий мир представляет собой аналитический процесс, который предоставляет лицам, принимающим решения, прогноз возможных последствий выполнения проекта, с тем, чтобы в случа ...
Структура определения
Знание определения не гарантирует усвоения понятия. Методическая работа с понятиями должна быть направлена на преодоление формализма, который проявляется в том, что учащиеся не могут распознать опред ...