Причины отклоняющегося поведения

Статьи о педагогике » Социализация подростка » Причины отклоняющегося поведения

Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации

детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:

1)попытки самоутверждения;

2)протест против действительности, несправедливости взрослых;

3)стремление обратить на себя внимание взрослых;

4)корыстные цели и т. д.

Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин,

толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:

♦ дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;

♦ деформация ценностных ориентации (несоответствие потребностей возможностям);

♦ отрицательное влияние ближайшего окружения;

♦ зависимость подростка от референтной группы;

♦ различные формы насилия по отношению к ребёнку, в том числе в семье;

♦ эмоциональная неразвитость;

♦ недостаточная правовая информированность;

♦ незнание социальных норм;

♦ развод родителей;

♦ смерть близкого человека;

♦ низкая досуговая культура;

♦ особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);

♦ психическое заболевание и т. д.

Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.

В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения, т. е. существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. Данный феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т. п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Статьи по теме:

Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независим ...

Особенности методики проведения подвижных игр средней группы
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается рассто ...

Предмет МПМ
Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики). Школьное мат ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lighteducator.ru