2) Выработка навыков самозащиты (обучение умению постоять за себя не унижая других, обучение умению избегать неоправданного риска, умению сказать "нет").
3) Предупреждение возникновения проблем (развитие навыка регуляции эмоций, решения конфликтных ситуаций, сопротивление давлению извне).
Профилактическая программа будет эффективной, если будут выполняться следующие условия:
программы не только должны давать знания, но и развивать полезные социально-психологические навыки, отрабатывать схемы поведения в различных ситуациях;
хорошо подготовленные педагоги, пользующиеся авторитетом и доверием детей (это более эффективно, чем приглашение специалистов, сверстников);
необходимо помнить, что сенсационность сообщений, тактика запугивания или простое преувеличение правды обычно расходятся со взглядами детей на окружающую действительность и вызывают недоверие и сомнение в достоверности источника. Требуется достоверность, научность, но не избыточность информации;
предъявленные осторожно, достоверные сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дают больший эффект, чем однобокая информация, особенно если дети столкнутся с противоречивыми и альтернативными фактами;
активное участие детей в обсуждении, в специально моделируемых ситуациях;
важно задействовать не только познавательную сферу, но и моральную (нравственная оценка), эмоциональную (чувства) и поведенческую;
полезно привлечение родителей и специалистов.
Ранняя профилактика осложненного поведения подростков предполагает выявление психологического дискомфорта. От социального педагога требуется внимательное изучение личности ребенка, выявление особенностей его развития, исследование ближайшего окружения. Отклонения от нормы в социальном самочувствии подростка должны фиксироваться, и такой ребенок требует индивидуального подхода. Информация такого рода должна носить конфиденциальный характер и быть доступной только специалистам.
Рассмотренные выше технологии профилактической деятельности могут использоваться с подростками, в поведении которых наблюдаются самые различные отклонения. Одним из таких отклонений, к примеру, является денежное воровство. Что может использовать социальный педагог в качестве профилактических мер по искоренению этого негативного явления и как он должен реагировать на него? Полезные советы в этом плане дает социальному педагогу Е.Г. Лиманская, которая опубликовала в журнале "Сацыяльна-педагагiчная работа" ряд статей по данной проблеме.
Прежде всего социальный педагог должен установить вид воровства. "Острое воровство" - это обнаружение родителями или педагогами серьезного, первого, по их мнению, случая детского воровства. Социально-педагогическая помощь здесь традиционна: установление запрета на воровство; возложение ответственности на ребенка за совершения действий и устранение его последствий; выявление и устранение причин.
"Хроническое воровство" может протекать в различных условиях. Во-первых, родители знают о действиях ребенка, но не сообщают ему об этом, надеясь, что он сам исправится. Во-вторых, окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно ругают его, не доводя свои воспитательные воздействия до завершения, часто меняя свои требования: то прощают, то наказывают. В первом случае необходимо поступать также, как и при "остром воровстве". А во втором случае беседа должна протекать иначе.
Но в целом существуют такие меры профилактики воровства, которые наиболее часто оказываются эффективными, вне зависимости от конкретного случая. Это, во-первых, не провоцировать ребенка, не оставлять его одного рядом с чужой вещью, которая ему понравилась. Во-вторых, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство. В-третьих, спокойно отвечать на вопросы подростка о воровстве. И в-четвертых, четко, в доступной пониманию подростка форме, реагировать на любые стремления взять что-то, не принадлежащее ему.
Система профилактики включает в себя работу социального педагога как по выявлению учащихся "группы риска", определению причин осложненного поведения, так и по устранению причин осложненного поведения подростка: изменение характера личных отношений со сверстниками и взрослыми, вовлечение "трудных" подростков в различные виды деятельности, изменение условий семейного воспитания. Важно, чтобы в профилактической деятельности с подростками принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования, сотрудники органов внутренних дел. Успех во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
Статьи по теме:
Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности
дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...
Особенности овладения лексико-грамматическим строем речи слабослышащими
детьми
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух б ...
Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками
осложненного поведения
Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, подросток сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, педагогами и другими знач ...