Организационно-методические условия заключаются в обеспечении учебно-познавательной или квазипрофессиональной деятельности студентов в процессе использования педагогом специально разработанных адаптирующих средств.
Педагогу необходимо также реализовать специфические меры, направленные на запуск механизмов, сформированных у студентов на предыдущих этапах развития, а также на проектирование и формирование новых способов преобразования их личности. Инструментами построения специальной образовательной программы выступают технологии управления адаптацией студентов к вузовской и конструируемой профессиональной реальности с учетом всей совокупности параметров и симптоматики кризисов, переживаемых юношами и девушками на этапе профессионализации.
Готовность преподавателей к образовательной деятельности по сопровождению студентов в период адаптации формируется в рамках школы диагностики для кураторов групп студентов первого года обучения. Каждый этап деятельности педагогов имеет свою целевую, содержательную и научно-методическую специфику.
Содержание программы школы диагностики направлено на обеспечение успешной адаптации преподавателей, работавших ранее в средних специальных образовательных учреждениях, к содержанию и структуре вуза посредством формирования у них исследовательских компетентностей.
Средством проектирования кризиса учебно-профессионального развития студентов выступает совместная творческая деятельность в дидактическом театре на занятиях по психологии, которая моделирует педагогическую реальность.
Данная технология сочетает аффективные и когнитивные аспекты в обучении, а также сотрудническое научение. Дидактический театр предполагает реализацию ряда принципов: а) отражение связи самоэффективности и успеха в осуществляемой деятельности; б) использование серьезного и юмористического дискурса при решении творческих задач; в) реализация межпредметных связей в процессе разработки и постановки дидактических спектаклей.
Адаптирующая технология в обучении первокурсников предусматривает использование программ и стратегий, содействующих упреждению или смягчению отрицательных проявлений переживаемых ими кризисов успешности и компетентности, а также взаимоотношений со сверстниками и педагогами в период вхождения в учебно-познавательную деятельность.
Теоретико-методологической основой адаптирующей технологии выступают положения когнитивной, социокультурно-когнитивной и социально-когнитивной теорий личности (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А. Бандура).
Она предусматривает активное включение в образовательный процесс самих первокурсников и преподавателя как посредника между знанием и студентом, направляющим и поддерживающим его во всех учебных инициативах, а также обучение на основе сотрудничества.
С учетом факторов, определяющих характер развития обучаемых в адаптационный период, основными принципами адаптирующей технологии выступают: обеспечение оптимальной сложности учебных задач; формирование нового знания (аккомодация) на основе имеющегося (ассимиляция); организация активного социального взаимодействия (Г. Лефрансуа); обеспечение активности студентов в зоне их ближайшего развития; создание ситуаций творческого развития; развитие самоэффективности студентов; управление адаптацией студентов к учебно-познавательной деятельности с учетом этапа адаптационного процесса, их личностных особенностей и поведения.
Одним из компонентов системы адаптирующих средств выступает пресс-конференция старшекурсников, имеющих опыт адаптации к учебно-познавательной деятельности на этапе профессионализации, для первокурсников.
При подготовке этой формы работы должны быть учтены положения о научении посредством наблюдения и самоэффективности, о когнитивном диссонансе и стратегиях его преодоления, а также идея психологического прививания (А. Бандура, Л. Фестингер, У. Дж. Макгайр). Задачи, решаемые в процессе проведения пресс-конференции старшекурсников: формирование у первокурсников адекватных представлений об учебно-познавательной деятельности вузовского характера, готовности к встрече с трудностями в период адаптации к профессиональному образованию, знаний о конструктивных способах решения возникающих проблем.
Одним из направлений образовательной деятельности педагогов, сопровождающих студентов в период адаптации, проектирующих кризисы их развития, выступает обеспечение действия психологических механизмов.
Проведенное теоретическое исследование (Л.А. Анцыферова, А. Бандура, Ф.Б. Березин, Ж. Годфруа, А.А. Налчаджян, Ж. Пиаже, А.С. Ребер, В.Ф. Сафин, В.И. Секун, Г. Селье, Л.Л. Шпак и др.) позволило сформулировать выводы о том, что успешное вхождение студентов в профессиональное образование и профессиональную деятельность, связанное с овладением новым содержанием и способами решения задач, требует участия совокупности конструктивных механизмов личности адаптантов, создания психолого-педагогических условий их запуска и функционирования на этапе профессионализации, а также выделения критериев их сформированности. При этом педагогу важно учесть адаптационное значение всех реально действующих механизмов, их структурный характер, степень сформированности, взаимосвязь и взаимообусловленность в сложном процессе адаптации студентов к педагогической деятельности.
Статьи по теме:
Внеурочная работа и социализация школьников: формы и функции внеклассной
работы
На современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в ш ...
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников
По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, с ...
Необходимость экологического воспитания
Не может быть существеннее проблемы для общества, чем проблема воспитания подрастающего поколения. Именно в процессе воспитания закладывается фундамент будущего благосостояния, нравственного и физиче ...