Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики 3 «Д» класса школы № 119 города Уфы. Краткая характеристика испытуемых:
Андрей Демидов
Общительный, много друзей, учится удовлетворительно, имеет способности, но не реализует их; на уроках отвлекается, иногда может не выполнить задание учителя; не поднимает руки, хотя и знает ответ на вопрос; домашнее задание выполняет только под наблюдением родителей.
Абсатарова Лейсан
Очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому на уроках предпочитает молчать; сильно переживает из-за плохих отметок, учится удовлетворительно; в школу ходит с нежеланием, объясняя это тем, что "хуже всех учится в классе". Очень любит своего младшего братика, может часами играть с ним, хотя не выполнено еще домашнее задание. Может вообще не сделать уроки.
Валеев Тимур
Страдает заиканием, поэтому сильно стесняется этого; учится удовлетворительно; когда волнуется при ответе на вопрос учителя, заикается еще больше. Учится без желания, многое из того, что делается на уроке, может просто не выполнять
Усманова Лилия
Активно участвует на уроке, с легкостью выполняет задания учителя, всегда представляет класс на школьных олимпиадах. Выше всех детей в классе, не заучка, пользуется авторитетом у детей.
Дорошенко Дмитрий
Гиперактивный, учится хорошо, ошибки в основном из-за невнимательности, не может усидеть на одном месте, ему со всеми нужно пообщаться, обсудить текущие вопросы. Немного некорректен в отношении со взрослыми, избалован вниманием родителей и родственников.
Ход формирующего эксперимента и полученные результаты.
Ориентируясь на этих пятерых учеников при разработке конспектов внеклассных мероприятий были включены в содержание занятий те основные приемы формирования духовно-нравственных ценностей, которые были выделены в первой главе.
Беседа. Обсуждали вопрос из анкеты про дружбу с телевизионным героем.
-с кем бы хотел подружиться
-почему? Какие качества привлекают в герое?
(дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)
-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
-а чем могут помочь телевизионные герои?
(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)
Пример. Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились посмотрев телевизор. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе. Лейсан рассказала, как впервые сама испекла блинчики, посмотрев программу про Телепузиков. Сделали вывод, что телевизор не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
После просмотра воскресного фильма, на следующий день школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Статьи по теме:
Структура педагогической деятельности
В структуре педагогической деятельности выделяют четыре основных (общетрудовых) взаимосвязанных компонента: 1. Конструктивная деятельность: конструктивно-содержательная деятельность: отбор и к ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...
Описание диагностических методик
Методика № 1. «Предикативный словарь» (Г.А. Волкова) Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, л ...