Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос, чему обучать работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям. Формирование этих умений и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.
Определяя последовательность проведения изложений, необходимо отметить, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).
Работа по формированию коммуникативных умений идет на протяжении всех лет обучения в школе. Как отмечает Н.И. Жинкин, "…чем раньше начнется развитие речи, тем большие достижения будут в дальнейшем. Своевременное, т.е. ранее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям".
Работа над изложением в начальной школе связывается прежде всего с наиболее простым, по мнению методистов и психологов, воспроизведением содержания текста - подробным. Вопрос о том, какое изложение труднее - сжатое или выборочное, следует решать, учитывая, какие мыслительные операции используются в том и другом изложении. В этом плане выборочное изложение - следующая ступенька сложности.
Чтобы определить место каждого вида изложения в общей системе работы по развитию речи, необходимо учитывать и способ восприятия, и особенности текста, предназначенного для воспроизведения. Нельзя по отношению ко всем случаям утверждать, что сжатое изложение труднее подробного, а выборочное труднее сжатого.
Каждый этап обучения речи в школе решает свои задачи и, следовательно, предполагает использование разных, все усложняющихся видов работ, в частности изложений. Таких этапов можно выделить три:
I. Подготовительный этап - I-III классы.
II. Систематический этап - IV-VIII классы.
III. Завершающий этап - IX - XI классы.
I. Подготовительный этап (начальный)
На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.
II. Систематический этап.
Этот этап работы по обучению речи включает практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий, что и составляет определенную теоретическую основу работы над изложением. Это следующие речеведческие понятия: речь, ее задачи (функции); текст (как продукт речи), его признаки; типы текстов (повествование, описание, рассуждение); подробное, сжатое, выборочное изложение текста. Этот этап включает два учебных цикла - основной и заключительный.
Основной цикл (IV - VI классы)
Изложения в IV классе формируют следующие умения:
1) умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие);
2) умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста;
3) умение составлять простой план повествовательного текста;
4) умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато;
5) умение подробно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (предмета, животного).
В V классе изложения (устные и письменные) направлены на закрепление и совершенствование имеющихся и формирование новых умений:
1) умение подробно, сжато и выборочно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (обстановки, пейзажа);
2) умение составлять сложный план текста;
3) умение совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Новый вид изложения для учащихся V класса - выборочное.
В VI классе изложения на более сложных текстах (разных типов) совершенствуют, развивают умения, над которыми работали в IV-V классах, и формируют новые:
1) умение подробно, сжато и выборочно воспроизводить содержание повествовательных текстов с элементами описания внешности человека, процессов труда;
Статьи по теме:
Причины отклоняющегося поведения
Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации
детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению пси ...
Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во в ...
Результаты частичного апробирования программы
На практике апробирована лишь часть программы. Было проведено 6 занятий. Организованна выставка «В здоровом теле здоровый дух» для начальных классов. Для вторичной диагностики использовалась методика ...