Включение СНИТ в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых в процессе преподавания физики, а их использование изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения. В настоящее время в процесс обучения физике активно входит персональный компьютер. Это происходит, на наш взгляд, по трем основным причинам:
общий процесс компьютеризации всех сфер деятельности затронул и обучение, и компьютер становится помощником учителя и учащихся на уроках почти любого предмета;
компьютер стал столь распространенным инструментом физика-исследователя, что наряду с физикой теоретической и экспериментальной выделяют новый раздел - компьютерную физику;
школьный курс информатики нуждается в поддержке со стороны курса физики, когда речь заходит об устройстве компьютера, принципах функционирования отдельных его элементов, и, в свою очередь, обеспечивает курс физики материалом, вызывающим большой интерес учащихся.
В результате компьютер оказывается в курсе физики в роли и средства обучения, и предмета изучения.
В качестве средства обучения компьютер интересует нас как инструмент моделирования реального мира.
В качестве предмета изучения компьютер используется в двух направлениях: в связи с изучением методов исследования в современном естествознании и в связи с изучением физических законов и явлений. В частности, у учащихся следует создать представление о том, что основными направлениями использования компьютера в физике - науке является компьютерное моделирование физических явлений и работа компьютера в соединении с экспериментальными установками, где он выполняет две задачи: служит для фиксации экспериментальных данных, которые он может производить со скоростью и в объемах, совершенно недоступных при работе на некомпьютерной установке, автоматизирует управление экспериментом. Кроме того, компьютер используется для обработки экспериментальных данных, хранения и быстрого поиска огромного массива информации, как средство коммуникации. Использование компьютера на уроках и во внеурочное время позволяет познакомить учащихся с этими направлениями [16, с. 39].
На основе проведенного анализа педагогической и учебно-методической литературы, посвященной вопросам эффективного использования компьютера и компьютерных программ в учебном процессе, была выявлена проблема, связанная с тем, что попытки вести регулярное обучение с помощью информационных технологий терпят неудачу, так как из-за несовершенства программных средств не удается получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения.
В работах Е.В. Падерина, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю. Семенова описаны недостатки работы с учебными программами:
материал подается в условной форме, сильно сжатой и однообразной;
диалог с программой лишен эмоциональности;
не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
помимо ошибок в изучении учебного материала, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;
среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок.
Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения компьютерной грамотности в средней школе; считают, что компьютеры есть еще одно средство отвлечения внимания детей в классе; полагают недостаточной профессиональную подготовку учителей физики в области вычислительной техники; возражают, что компьютеризация даст поколение, не способное в уме складывать и вычитать; высказывают суждение, что компьютер - очередная причуда, подобная лингафонным кабинетам и телестудиям в классах, не способная оказать заметного влияния на школьное образование.
Многие авторы отмечают преимущества работы с учебными компьютерными программы:
оптимизация темпа работы ученика естественным образом;
легко достижимая уровневая дифференциация обучения;
становление учащегося субъектом обучения, так как программа требует от него активного управления;
сокращение времени выработки необходимых технических навыков;
создание на уроке игровой, познавательной ситуации с помощью компьютерной анимации;
диалог с программой приобретает характер игры, и у учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
Как отмечает Лаптев В.В., у школы нет иного выбора, кроме адаптации ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации - научить школьников обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Если компьютерная деятельность ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а наоборот, способствовать развитию повышенного интереса к нему.
Статьи по теме:
Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различн ...
Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...
Содержание работы по развитию внимания детей 5 года жизни с помощью
подвижных игр
Формирующий этап проводился с октября 2010 по апрель 2011 года. На этом этапе была поставлена задача: спроектировать и апробировать серию подвижных игр, направленных на развитие внимания у детей сред ...