Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание подростков происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность должна быть направлена на процесс нравственного, творческого, всестороннего развития ребёнка.
Внеурочная деятельность должна стать гармоничным и общекультурным видом жизнедеятельности для развития творческих способностей детей.
Для этого необходимо включать общеразвивающие занятия:
– этические, эстетические беседы;
– игры и упражнения;
– творческие задания в совершаемой деятельности;
– рисование, музыкальное сопровождение;
– психофизические разминки;
– психотренинговые упражнения.
Занятия общекультурного плана может проводить сам педагог, а могут дополнительно приглашаться и соответствующие специалисты. Развитие творческих способностей, навыков психологической культуры важно для всех детей, но особенно – для детей – акцентуантов (импульсивных, неуверенных в себе).
Внеурочная деятельность призвана прививать детям и развивать следующие общекультурные качества личности:
– уважительное отношение к себе и к людям, ко всему живому, природе;
– чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
– творческие интересы, навыки самостоятельного поиска, творчества;
– физическую культуру;
– здоровый и гармоничный образ жизни;
– умение конструктивно общаться;
– деловые качества;
– целостные представления о людях и Мире;
– умение владеть собой, своими желаниями, выражением своих эмоций, действиями и мыслями;
– стремление и умение жить в гармонии с собой и миром;
– умение реалистично оценивать себя и конструктивно определять свои главные жизненные задачи, свое жизненное предназначение;
– умение создавать и осуществлять жизненные проекты для реализации своего предназначения.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности,
которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Статьи по теме:
Понятие игротерапии
физическое воспитание бальный танец педагог К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям О ...
Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...
Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию
лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается создан ...