«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская
Игра – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал « Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких –то иных целей , чем играть.
Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым , жизни радостным и крепки
Виды игр.
Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.
Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.
При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы:
помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
помочь сделать нужную для игры постройку;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
внесение новой игрушки (младший дошкольный возраст);
внесение игровых материалов (младший дошкольный возраст);
советы, вопросы (старший дошкольный возраст);
непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст);
Роль игрового материала и игрушек:
Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них - исходный пункт игры.
У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Назначение материала в игре видоизменяется: он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.
Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;
развивать конструктивные способности детей;
учить их строить из разного материала;
Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:
Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте:
Постройка по замыслу;
По условиям;
По предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах, как:
Помощь в организации постройки (воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу).
Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя.
В старшей группе , наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.
Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет:
Наглядность;
Сюжет;
Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Статьи по теме:
Обучение восприятию и созданию текста - единый творческий процесс
Работа по развитию связной речи школьников традиционно опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности - дети проходят путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственног ...
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...
Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...